Секретный ингредиент от Amazon, Netflix и Facebook: как не попасть в ловушку тренда

Секретный ингредиент от Amazon, Netflix и Facebook: как не попасть в ловушку тренда
Inc.

Некоторые стартапы недостаточно выносливы, чтобы быть чем-то большим, чем преходящей тенденцией, но это никогда не было проблемой для этих трех компаний. Вообразите мир, в котором Amazon — дочка Barnes&Noble. Где по-прежнему в каждом городе есть Blockbuster, потому что Netflix потерпел неудачу. Или где MySpace упростил свой интерфейс и потеснил Facebook до того, как он взлетел. В какой-то момент времени все эти сценарии были возможны. Все три компании могли легко стать очередным пузырем, лопнувшим  на пути к вершине. Однако Amazon, Netflix и Facebook удалось избежать ловушки тренда и не утратить актуальность в быстро меняющемся мире. Вот как они это сделали.


Ловушка тренда


Многообещающий новый продукт или компания может легко стать вчерашней новостью. Это в особенности касается стартапов, когда они выходят на короткие дистанции и таким образом сами себе мешают взобраться на вершину. С течением временем бизнес-повестка устаревает, рынок наводняют клоны и стартап начинает терять клиентскую базу и доход. Вот несколько компаний, которые как раз попались в ловушку тренда, но как насчет тех, кто постоянно ее обходит?


Amazon — далеко не только книги


Джеф Безос всегда мечтал, чтобы Amazon стал «магазином, который продает все». Именно это видение уберегло его от того, чтобы успокоиться на достигнутом. От попытки (провальной) конкурировать с eBay до создания Kindle, от старта в медицинской индустрии — слова Amazon и стагнация просто не сочетаются.

Благодаря готовности компании идти на риск и пробовать новые предложения, про Amazon нельзя будет сказать, что это недолговечная компания.


Netflix прощается с Qwikster


Все изменилось, когда Netflix подорвали индустрию аренды кино, предложив доставку DVD-дисков напрокат прямо к двери.

По мере развития диджитал-эпохи компания поняла, что настало время инвестировать в стриминг. Но как в таком случае должен выглядеть их бизнес? Сперва была неудачная попытка разделить компанию, что привело к негативу от клиентов. Netflix скорректировал взятый курс и постепенно мощно инвестировал в опцию онлайн стриминга.


Facebook переворачивает игру
и инвестирует в ключевые компании


Если Facebook что и сделал хорошо, так это нашел новые пути привлечения пользователей. Платформа изначально была доступна только для студентов колледжа, но Цукерберг принял умное решение открыть ее для всех. После чего Facebook выкатил Timeline, изменил алгоритм новостной ленты, начал продавать рекламу, освоил видео-трансляции и приобрел сразу и Whatsapp, и Instagram.

Если бы Facebook оставался платформой для колледжа со стеной, как у MySpace, они исчезли бы много лет назад. Но они продолжили меняться, пробовать новое и диверсифицировать свои предложения. Это вовсе не значит, что сегодня у них нет никаких сложностей, но совершенно ясно:о эта компания — нечто большее, чем уходящий тренд.


Что было правильно


1

Они брали на себя хорошо рассчитанные риски

Никто не сформулирует это лучше, чем сам Джеф Безос: «Компании, что перестают экспериментировать, компании, что не признают своих ошибок, постепенно оказываются в отчаянном положении, в котором они могут лишь молиться Святой Марии в конце своего корпоративного существования. В то время как компании, которые рискуют, но не слишком, остаются на плаву».

Важно продолжать изобретать, рисковать, пробовать новые пути, удивлять и радовать своих клиентов.

2

Они меняли направление, когда это было необходимо

Когда что-то идет не по плану, эти компании знают, как и где свернуть в правильную сторону. Гибкость нельзя недооценивать. По мере увеличения темпов бизнеса в нашу диджитал-эпоху адаптация к постоянно меняющимся нуждам ваших клиентов — это ключевая способность.

В деловом мире много энергии расходуется на то, чтобы двигать стартап от стадии большого взрыва до вечного пламенеющего источника силы. Если в своем подходе сфокусироваться на инновациях и гибкости, можно заложить основы для того, чтобы бизнес крепко и долго стоял на ногах. Именно этот подход помог Amazon, Netflix и Facebook не угодить в ловушку тренда. Сейчас эти бизнесы настолько выносливы и так крепко держатся на рынке, что основатели стартапов мечтают однажды стать их частью.